Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 "Радуга" г. Суоярви
  • МДОУ Детский сад № 5 "Радуга" г. Суоярви
  • 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д. 164А
  • (881457) 54168
  • mdou5R@yandex.ru
Новости
02.11.2018

Праздник мяча

Самая главная ценность у человека - это здоровье, поэтому в детском саду уделяется большое внимание воспитанию здорового ребёнка.
17.10.2018

Газовая безопасность

17 октября 2018 года слесарь аварийно-диспетчерской службы Суоярвского газового участка Алёна Владимировна познакомила детей с тем, что газовая плита и газ могут быть опасными для жизни и здоровья человека, с правилами безопасного обращения с ними.
28.09.2018

День дошкольного работника

27 сентября 2018 года коллектив МДОУ № 5 «Радуга» отметил свой профессиональный праздник – День воспитателя и всех дошкольных работников.

Архив новостей

Главная страница / ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ / Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

        Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

   У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребёнка и исправить их до начала его обучения грамоте. Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам.

    Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.

    К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

    Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

    Выясним, что подразумевают понятия:  «подготовка к обучению грамо­те», «обучение грамоте».

       Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма. Необходимо выяснить,  что является главным в процессе овладения чтением и письмом.  Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. 

     Подготовка к обучению грамоте-   складывается  из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

Основы подготовки к обучению грамоте.

       Постепенно ведя ребёнка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность – через игры со звуками. Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым он ещё не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Предлагаю поиграть с вами в звуковые игры, «пропустить» их через себя, чтобы легко и радостно играть в них со своими детьми.

Игра «Поймай звук» (изолированное звучание, в слогах, словах).

Игра «Начало, середина, конец»(где в слове слышится звук «С»: марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос).

Игра «Ушки на макушке».– Я многократно произнесу одно и тоже слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть: сыр, сыр, сыр, сор, сыр, сыр. Шар, шар, жар, шар, шар. Рад, рад, ряд, рад, рад.

Игра «Верни шалунишку».– Какой первый звук в слове МОРКОВЬ? (звук М). Из моих слов убежал звук «М». Верните его в начало слова: -агазин, -ост, -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.

Игра «Цепочка слов».Детям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.(Слон – нос –стол…)

- Что можно делать со звуками? (слышать и произносить).  - На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные). - Сколько гласных звуков в русском языке? (шесть: И, Э, А, О, У, Ы).  - Почему одни звуки называются гласными, другие согласными? В чём главное их отличие? (преграда). Какие бывают согласные звуки?  (твёрдые и мягкие).

-Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребёнком анализировать слова:

а)брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами Е, Ё, Ю, Я, Ь;

б) выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчёркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например слова СОН. С-С-Сон – первый звук «С». СООООН – второй звук «О». СОННННН – третий звук «Н».

     К концу подготовительной группы дети должны производить полный фонематический (звуковой)  анализ слов.

Звуковой анализ включает

1.Определение наличия звука в слове (Игра «Будь внимательным»:  Хлопни, если услышишь звук «У» в слове)

2. Определение первого и последнего звука. (Игра «Эхо»: Слушай мои слова, называй первый (последний) звук каждого слова. Игра «Цепочка»: друг за другом называют слова. Новое слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова – мухА – АвгусТ-Торт).

3. Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова)

4. Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый – мягкий; звонкий – глухой). Игра «Что ты знаешь про звук?»: что ты знаешь про звук «К». Расскажи про звук «К» в слове КИТ.

5. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Успехов вам!

 

Учитель – логопед: Качалова А. Г.

Дата изменения информации: 10.11.2017 15:45

Поиск
Контакты

МДОУ Детский сад № 5 "Радуга" г. Суоярви

  • 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д. 164А
  • (881457) 54168
  • mdou5R@yandex.ru

Связаться с разработчиком сайта